Техника древней живописи

Иконописец за работой

Процесс изготовления иконы был очень сложен и делился на ряд операций, распределённых по специальностям мастеров.

Традиционным материалом для иконы на Руси была липовая доска. С XVIII века для икон начинает использоваться кипарис, но иконы из цельного кипариса встречались редко. Обычно доска под икону склеивалась из двух слоёв - кипариса и липы. Изображение наносилось на липу, а кипарис служил в качестве защиты от коробления, влаги и насекомых. Изготовление доски было обязанностью столяра. Последней его операцией была обработка особым рубанком, оставлявшим на поверхности под живопись мелкие борозды.

Следующий специалист производил процесс заготовки. Заготовщик накладывал на шероховатую поверхность смазанное клеем полотно. После просушивания производилась грунтовка жидким алебастром (торцевание кистью до "рябой" поверхности). Затем заготовка снова просушивалась при комнатной температуре. Далее на шероховатую поверхность кремиткой наносился тонкий слой левкаса (до трёх раз с тщательной просушкой каждого слоя). С XIX века аналогичным способом выполнялась меловая заготовка (меловая поверхность мягче и лучше подходит для чеканки по золоту). В заключение в один слой грунтовались торцы доски.

Следующая операция - очистка загрунтованной поверхности. Обычно выполнялась заготовщиком, но её мог делать и любой иконописец. Поверхность слегка смачивалась водой и "бузовалась" (шлифовалась) куском пемзы. Выбоины шпаклевались тем алебастром, который снимался с "бузуемой" поверхности (алебастр разводился водой до густоты сметаны). После этого доска просушивалась и сглаживалась свёрнутой сухой тряпкой.

Очищенная, с матовой, ровной поверхностью доска поступала в процесс живописи. Сначала наносился рисунок либо от руки карандашом, либо при помощи припороха. Затем контуры прочерчивали графьёй, получая вдавленные линии.

Следующий этап - позолота доски. Сначала выполнялась подготовка - все места, на которые должно было наноситься золото, покрывались полиментом. После просушки поверхность полировалась сукном. Операция повторялась до трёх раз. Полимент требовался и для прочности золочения, и для предотвращения просвечивания сквозь его тончайшие слои белого грунта.

Для позолоты применялось листовое золото. Оно раскладывалось на замшевой подушке и разрезалось ножом с таким расчётом, чтобы его было достаточно на всю поверхность. Поверхность под золото смачивалась разведённой водой водкой. Затем беличьей кистью веером, смазанной сливочным маслом, золото накладывалось на подготовленную поверхность. Процесс позолоты оканчивался полировкой собачьим или волчьим зубом. Вышедшее за графьи золото счищалось.

После позолоты мастер-доличник писал на иконе пейзаж, фигуры и все околичности. Завершал роспись мастер-личник. Им писались лица и открытые части тела персонажей. До XVIII века применялись только яичные краски. С XVIII века кроме яичных начали применяться и масляные.

Яичные краски приготавлялись следующим образом. Разбивалось куриное яйцо (предпочтительно испорченное, в котором начался процесс разложения). Белок осторожно выпускали (в краски он не шёл). Затем желток осторожно выкладывали на ладонь и перекатывали его с руки на руку, освобождая от остатков белка. Скорлупа промывалась от остатков белка. Желток прокалывали иглой, выливали в скорлупу и доливали до краёв хлебным квасом (позднее - слабым раствором столового уксуса). Жидкость осторожно размешивали деревянной палочкой и выливали в бутылочку, закупоривая её. Эмульсия для разведения красок была готова. Затем в старую деревянную ложку без черенка высыпали порошок пигмента, вливали туда эмульсию и творили краску (растирали указательным пальцем правой руки). Приготовленные краски в целях сохранения заливали сверху водой. В течение первых двух дней, благодаря химическим процессам, происходящим в желтке, краски становились постепенно крепче и лучше для употребления. После третьих суток начинался процесс разложения (оптимальный срок для использования - вторые сутки). Засыхают яичные краски довольно быстро и не смываются. С течением времени их прочность увеличивается. Они стойки к воздействию солнечных лучей. Всё это делало их ценным материалом для фресок и иконописи.

Иногда иконописцы употребляли яичные краски вместе с масляными. Масляными делалась подготовка, а яичными красками добивались тончайших эффектов в колорите и декоратино-орнаментальной обработке.

Доличное письмо начиналось с роскрыши - выявления формы разведёнными на белилах красками. Затем выполнялась прокрышь - прокладывание локальных тонов. Последующая роспись восстанавливала рисунок по графьям (чаще всего сажей). Дольше следовала тушёвка - выявление объёма при помощи теней. Характеристику объёма завершали наложением пробелов.

Работа личника начиналась с засанкиривания - грунтовки. По санкирю, придерживаясь графей, художник делал опись - наносил рисунок сажей или сиеной. На местах, которые должны быть в дальнейшем светлыми, белилами наносились пометки. Затем следовало вохренье. Производилось оно широко, плавью, "в приплёску" кистью, от середины обрабатываемой поверхности к краям. Первое вохренье давало основной тон лицу. После высыхания первого слоя выполнялось второе вохренье, более светлое по тону. Затем наносили силки для создания объёма, румянец киноварью, плавили охрой потемнее под глазами и в волосах. Завершался процесс общим вохреньем по тону светлее первого и томнее второго. Общая моделировка пластической формы заканчивалась прочерчиванием волос, подправлением описи, рисовались зрачки глаз, на самых светлых частях наносились насечки белилами.

Начиная с XIX века в обработке лиц применялась ещё и отборка - перекрёстная штриховка в тенях и светах разными тонами, в зависимости от цвета плавей. В тенях отборка делалась нередко рефтью. К отборке приступали после третьего вохрения. За ней следовала окончательная отделка.

Окончательная живописная отделка иконы сводилась к обработке фона, филёнок, украшению красками по золоту под эмаль. Чеканка выполнялась особым мастером - чеканщиком - иногда до, иногда после написания иконы. Изготоленная икона подписывалась - калиграфически уставом или полууставом делались все необходимые надписи (изречения).

Последняя операция отделки иконы - олифленье (лакировка) - выполнялась мастером-олифельщиком. На горизонтальную поверхность иконы наливали большое количество олифы и оставляли её впитываться на 2-3 часа. Затем излишки олифы удаляли рукой до тонкого слоя и давали засохнуть. Олифа нужна для предохранения красочного слоя от воздействия атмосферы и солнечных лучей. Кроме этого она своим золотистым тоном примеряла красочную пестроту.

Словарь.

TopList Rambler's Top100
Hosted by uCoz