Дворец Монплезир - единственный из всех дворцов Петра I, сохранивший свой облик и всю внутреннюю отделку без каких-либо изменений до начала Великой Отечественной войны. Заложен 17 мая 1714 года по проекту И.Браунштейна вскоре после Гангутской победы, окончен в 1722 году. Монплезир был любимым загородным дворцом Петра I, поэтому его отделке уделялось особое внимание. Над ней работали лучшие русские и иностранные мастера того времени. Особое место во дворце занимал Лаковый кабинет - первая комната восточного стиля в русском дворце с характерным, сложным и причудливым многоцветным убранством стен. Основу декора составляли 11 больших, вертикально расположенных панно двухметровой высоты. Над ними, в верхнем поясе, и под ними, у самого пола, размещалось по 11 самостоятельных панно малых горизонтальных композиций и между нижними ещё малые вертикальные. Каждое вертикальное панно было обрамлено тонкой золочёной резьбой по дереву, скомпонованной вместе с маленькими полочками, на которых размещался китайский и японский фарфор. Все детали были покрыты лаковой живописью. Многие композиции были сложны, многофигурны и, при этом, ниодна из них не повторялась.
Город Петродворец был освобождён войсками Лениградского фронта 19 января 1944 года. Взору советских солдат предстала удручающая картина. За время окупации немцы разграбили и уничтожили весь комплекс дворцов и парков Петродворца. Были расхищены и уничтожены художественные ценности, вырублено в парках более десяти тысяч деревьев, взорваны Большой дворец и дворец Марли, сожжены обстановки других дворцов, выведены из строя подземные водоводные магистрали, похищены статуи Самсона, Волхова, Невы и тритонов. Казалось, что ансамбль XVIII века с его каскадами и фонтанами утрачен навсегда.
Большие повреждения фашисты нанесли Монплезиру. Живопись плафонов была закопчена и повреждена, дубовая обшивка стен уничтожена, кафели перебиты, наборные паркеты выломаны, пол завален мусором. Отделка Лакового кабинета была утрачена полностью (найдено было только три повреждённых панно из 78). Осматривавшая дворец комиссия сделала вывод о возможности восстановления всех комнат, кроме Лакового кабинета.
Восстановление Монплезира было поручено ленинградским специальным научно-реставрационным мастерским. Проект реставрации разработал архитектор А.Э.Гессен. Он же являлся и руководителем всех работ. Реставрационные работы начались в 1953 году и продолжались 10 лет.
Между тем, Лаковый кабинет продолжал стоять с голыми кирпичными стенами. Сохранившиеся чёрно-белые фотографии и описания в старых инвентарных книгах не могли служить материалом к его воссозданию, т.к. не давали представления ни о цвете, ни о фактуре живописи. Само происхождение кабинета было загадкой. Было только известно, что в разное время он носил различные названия: Японский, Китайский, Лаковый. Загадку помогли решить найденные в архивах документы: договор 1720 года с живописцами И.Тихоновым и П.Фёдоровым, которые взялись "работать лаковою китайскою работою письмом и золочением кабинет в Петергофе" и второй документ, свидетельствующий о том, что работы выполнены и оплачены в 1722 году. Русские художники тех лет ещё только приступали к светской живописи и были в прошлом иконописцами. Эти сведения и побудили обратиться в Палех, где на основе иконописания было создано искусство лаковой миниатюры.
Первым в Петродворец был приглашён один из старейших мастеров Палеха А.В.Котухин. Осмотрев немногие остатки подлинных панно, он установил, что панно написаны на липовых досках яичными красками по левкасному грунту, как писались иконы. В Палехе эта техника была хорошо знакома.
В 1955 году была сформирована бригада художников, которую возглавил заслуженный деятель искусств РСФСР Н.М.Зиновьев. Он тщательно отобрал участников этой работы. В бригаду были включены опытные художники с ярко выраженной индивидуальностью А.В.Борунов, Т.И.Зубкова, Г.М.Мельников и молодые, но уже овладевшие тонким искусством палехской лаковой живописи, В.В.Большаков, Ю.А.Виноградов, В.Н.Смирнов.
Первый этап работ заключался в поиске и изучении документов, фотографий и китайских вещей из дворцов Петра I. Большую помощь в этом оказала зав. отделом китайского искусства Государственного Эрмитажа М.Н.Кречетова.
Пока велись поиски, Н.М.Зиновьев приступил к реставрации трёх сохранившихся панно. Г.М.Мельников после ряда экспериментов нашёл состав мастики для рельефов. Постоянную помощь и консультации оказывал скульптор, заслуженный деятель искусств РСФСР Н.В.Дыдыкин. Им же была выполнена первая копия с одного из сохранившихся панно. Реставрация началась с копирования старинных произведений с целью изучения стиля и техники. Особенно ценным образцом был большой китайский ковёр начала XVIII века, хранящийся в Эрмитаже, с многочисленными изображениями птиц и зверей, нужных для малых панно. По образцам был составлен целый альбом рисунков. Реставрация панно была выполнена самыми опытными художниками бригады: Н.М.Зиновьевым, Г.М.Мельниковым и А.В.Боруновым.
Следующим этапом было копирование на чернолаковых пластинах в технике и цвете композиций с подлинных китайских произведений. Таким образом художники "вживались" в новую для них манеру. По ходу дела был разрешён ещё один вопрос. Фотографию одного из больших панно найти не удалось и его композицию пришлось разрабатывать заново.
Когда проект воссоздания Лакового кабинета был принят, всё основное убранство стен (33 панно) было изготовлено на пластинах из папье-маше в масштабе 1:3. После этого уже не осталось никаких сомнений, что Лаковый кабинет будет возвращён к полноценной жизни.
Последний этап состоял в изготовлении панно в рельефе и в натуральную величину. Зиновьев, кроме общего руководства, и сам непосредственно участвовал в работе. В 1959 году все работы в Лаковом кабинете были закончены. Полностью дворец Монплезир был восстановлен в 1963 году.