Алебастр |
- |
(от греч. alabastros) разновидность гипса, сернокислая известь. |
Асист |
- |
основа под золото в виде густой, клейкой массы тёмно-коричневого
цвета. Готовится из отстоев пива или чеснока томлением в печи. При употреблении
разводится водой, наносится кистью. На асисте золото держится очень хорошо и не
теряет своего блеска. |
Басма |
- |
тиснёный орнамент на тонких листьях золота или серебра. Басменные
оклады икон были широко распространены, известны ещё на произведениях домонгольской Руси. |
Вохренье |
- |
иконописный приём соединения трёх плавей
в написании лиц. |
Графьи |
- |
контурный рисунок, процарапанный иглой по левкасу.
Прочно закреплял контуры изображений, облегчая работу живописца. |
Графья |
- |
игла, вставленная ушком в деревянный черенок. |
Грунтовщик |
- |
мастер, наносивший грунт на изделие. |
Гуммиарабик |
- |
вязкая прозрачная жидкость, выделяемая некоторыми видами акаций.
Применяется как клеящее вещество. |
Движки |
- |
небольшие штихи, мазки белилами, наносившиеся на выпуклые части
лица и обнажённого тела. Движками определяется характер лица и заканчивается процесс
писания голов и обнажённой фигуры человека. |
Доличник |
- |
(или платьечник) мастер, который пишет на иконе одежды, пейзаж. |
Доличное |
- |
одежды на иконе. |
Жухнуть |
- |
сморщиваться, терять блеск. Пожухлая живопись - потерявшая
глянцевитую поверхность, ставшая матовой, потемневшей. |
Знаменщик |
- |
мастер, рисовальщик. Пишет на иконе рисунок. |
Инокопь |
- |
мельчайшие золотые штришки, завершающие живопись миниатюрных икон. |
Киноварь |
- |
минерал класса сульфидов красного цвета, HgS, из которого
изготавливают краску. |
Колер |
- |
красочный состав, приготовляемый из нескольких красок. |
Кремешки |
- |
условное изображение отдельных камешков в форме прямоугольников,
квадратов и треугольников на горизонтальных пластах гор. |
Кузовок |
- |
нижня часть шкатулки. |
Курант |
- |
каменное или стеклянное приспособление с плоским основанием,
которым растирают на плите глину, твёрдые краски или пемзу до предельной тонкости. |
Лампемзель |
- |
веерок из конца беличьего хвоста для поддевания листа золота
и наложения его при позолоте. |
Ларец |
- |
многоугольная с высокой крышкой коробка. |
Левкас |
- |
меловой грунт с клеем, наносимый на иконную доску под
живопись и под золото. |
Лессировка |
- |
письмо прозрачными слоями жидкой краски, создающей свечение живописи. |
Лещадки |
- |
вертикальные плоскости в изображении горок. |
Личник |
- |
мастер, который пишет лица, руки и обнажённые части тела. |
Оживка |
- |
обозначенные белилами световые блики в виде линий, кавычек на
выпуклых местах изображения. Этим достигается полная законченность письма одежды. |
Оклад |
- |
драгоценное украшение икон, закрывающих живопись частично,
с прорезями для лиц и рук. |
Олифа |
- |
(от греч. aleipha - мазь, масло) варёное льняное масло с
добавкой разных смол. |
Опись |
- |
прорисовка тонкими линиями контура сажей или сиеной. |
Отборка |
- |
способ окончательной отделки головы человека и обнажённых
частей его тела путём нанесения мельчайших штрихов по формам лица и мускулов.
Придаёт законченность письму лица и фигуры. |
Отборка "в рогожку" |
- |
особый вид отборки путём наложения штрихов
перпендикулярно друг другу (в клеточку). Придаёт лицу мягкий и благородный тон. |
Отстой |
- |
осадок золота или алюминия с нужным количеством
гуммиарабика, получаемый в результате отстаивания
растворённого золота или алюминия с гуммиарабиком и водой. |
Офеня |
- |
(афеня) разнощик с извозом, коробейник, мелочный торговец
различными товарами в разноску и в развозку по малым городам, сёлам и деревням. |
Охрение |
- |
совокупность плавей головы или общее название всех
плавей головы. Так же называется и самая первая плавь личного письма. |
Паволоки |
- |
проклеенное редкое волокно, накладываемое на иконную доску
под левкас. |
Папье-маше |
- |
(франц. papier mache) материал из картона, листы которого
скрепляются клейстером, прессуются, просушиваются, промасливаются, потом
прокаливаются в печи, после чего подвергаются столярно-токарной обработке. |
Пауза |
- |
миткалевый узелок с растолчённым в пыль древесным углём (реже
мелом или сухими белилами). Употребляется для перевода рисунка на доску или стену
(для припороха). |
Перемалёвка |
- |
второй приём в письме икон масляными красками. В процессе
перемалёвки работа получала более законченный вид. |
Плавь |
- |
прозрачный слой жидкой краски, из-под которой просвечивает
нижний слой. Пейзаж или одежда проплавляются один-два раза, а голова человека
и обнажённые части тела пишутся несколькими плавями. |
Подбивка |
- |
наложение полутонов плавью на голове и
обнажённой фигуре человека. |
Подмалевать |
- |
наложить по рисунку первый слой масляных красок. |
Подплавка |
- |
тень и свет в живописи, выявляет объём. |
Подручник |
- |
приспособление в виде маленькой скамеечки (30х6х4 см) для упора
руки во время работы. |
Подсанкирить |
- |
проплавить общим темножёлтым тоном санкиря
голову и обнажённую фигуру человека. |
Поле |
- |
кайма, пространство по краям расписываемого предмета. |
Полимент |
- |
красочный слой под золото, который накладывался на левкас для
усиления глубины тона. Приготавлялся из тонко натёртой красной краски, охры, умбры.
Высушенная краска разводилась на белке, выдержанном с квасом. Данный способ золочения
применяется с XVIII века. |
Полировщик |
- |
мастер по полировке лаковых изделий. |
Припорох |
- |
рисунок с проколотым графьей контуром, который
переводится на доску или стену путём набивания угольного порошка, мела или белил. |
Пробел |
- |
линии, накладываемые по определённой системе для выявления формы,
обозначающие складки одежды. Иконописный приём, имеющий свои особенности для каждой
школы и века (существует несколько типов). |
Пробел "в перо" |
- |
пробел золотом, который состоит из бликов (силок)
и штрихов, идущих от них попарно, похожих на перь |
Пробел "в щетинку" |
- |
пробел золотом, состоящий из основного блика (силки)
и штрихов, похожих на щетинку, которые исходят от блика. |
Пробел инокопью |
- |
пробел золотом, состоящий также из бликов и штрихов.
Штрихи в этом пробеле отличаются особой чёткостью и прямолинейностью. |
Пробел краской |
- |
наносится на одеждах фигур в три тона, условно отмечая складки
на груди, плечах, рукавах, животе, коленях, а также на развевающейся одежде. |
Проскрёбка |
- |
черенок, зачинённый как карандаш, сделанный из крепкого дерева
(жимолости или кипариса), которым счищаются лишние или неправильно проведённые
краской линии, а также проскрёбываются краски до золотого фона по рисунку орнамента. |
Профикать |
- |
разравнять ладонью или пальцами лак или олифу (фиканье - свист). |
Рефть |
- |
смесь сажи с белилами. |
Роскрышь |
- |
равномерное первоначальное распределеие художником красок
по плоскости издели |
Роспись |
- |
прорисовка по роскрыши острыми кистями
контуров и складок одежды человека тёмными красками. |
Санкирь |
- |
красочный тон тёмно-жёлтого, жёлто-зеленоватого или
желтовато-розоватого тона, которым проплавляют головы и обнажённые фигуры
человека. Это первый процесс при писании головы и тела человека. |
Саночка |
- |
трубочка от утиного пера, в которую вставляется беличья кисточка. |
Силка |
- |
блик пробела в виде золотого пятна или светлой краски,
накладываемой на самые выпуклые места одежды фигуры, от которых отходят штрихи. |
Скребок |
- |
приспособление в виде короткого ножичка с круглым концом
для очистки чашечек от засохших красок перед их творением. |
Сплавка |
- |
получение общего тона соединением белил, охры и небольшого
количества киновари. |
Творёное золото |
- |
листовое золото растирают на блюдце пальцем с добавлением
нескольких капель гуммиарабика до получения густой золотой
краски. Заливают водой. После отстоя её сливают и пользуются краской как акварелью. |
Темпера |
- |
(итал. tempera) краски, приготовленные на яичном желтке со
слабым раствором уксуса (ранее - кваса). |
Тушёвка |
- |
выявление объёма более тёмной краской, чем основной фон. |
Филигрань |
- |
техника скани с зернью. Ажурный арнамент из скрученных проволок. |
Финифть |
- |
художественная эмаль. Применяется для украшения предметов,
исполнения миниатюрных портретов и т.д. |
Фряжское письмо |
- |
характеризуется стремлением приблизиться в иконописи к натуре в
написании лиц и пейзажа, означает отход от иконописных канонов. Определение "фрязь"
обозначало влияние на иконопись западноевропейской живописи. |
Цировка |
- |
обработка поверхности иконы орнаментом, процарапываемым тонкой
иглой, вставленной в черенок (штылёк). |
Чекан |
- |
стальная палочка (несколько тоньше и короче карандаша) с
выгравированным рисунком на торце одного из двух концов. |
Шпонка |
- |
брусок из дуба, загоняемый в паз поперёк иконной доски для
прочности и предохранения от короблени |
Штылёк |
- |
черенок из дерева для кисти, цировки
или графьи. |
Эмаль |
- |
(от франц. email) стеклянная цветная наводка. Сплав стекла,
окрашиваемого в различные цвета окисями металлов. Эмаль бывает прозрачная,
с добавкой олова. |