Родина лакового производства - Дальний Восток. Большого совершенства оно достигло в Японии. Появилось оно в глубокой древности и с течением времени достигло большого совершенства.
Японский лак - это особый род древесной смолы, ядовитой и собиравшейся с большими предосторожностями. Процессы производственного использования добытого лака очень сложны и разнообразны. Конструктивный остов предмета, обрабатываемый лаком, выполнялся обычно из тонких деревянных пластин. Но наряду с деревом японцы издревле применяли и папье-маше. Склеенная из папье-маше или дерева коробка сначала грунтовалась особым составом из клея и каменного порошка, потом слоем обмазки из пережжённой глины, размешанной на сыром лаке с водой. Иногда на поверхность изделия наклеивалось без складок полотно. Затем изделие просушивалось и шлифовалась пемзой.
Следующим этапом была лакировка. После высыхания первого слоя поверхность полировалась смолой, смешанной с тонким порошком точильного камня. После этого кистью наносился красочный тон: тушью, киноварью, гумми-гутом - в зависимости от желаемого цвета. Затем изделие несколько раз покрывалось лаком и полировалась угольным порошком, разведённым на воде.
Для получения металлического цвета поверхности в лак подмешивался в порошке металл любого тона (жёлтого, красного, зелёного, серебра, бронзы, олова, свинца, железа). Иногда применялась инкрустация перламутром, слоновой костью, черепаховым панцырем, металлом. Для придания изделию большей оригинальности применялись различные комбинации материалов. Особый эффект получался при добавлении в лак золотого песка.
После каждой операции лакировки изделие просушивалось в закрытом, тёмном, не слишком сухом помещении в течение нескольких недель и даже месяцев. Для окончательной обработки поверхности изделие покрывалось слоем лака высшего качества, очень прозрачным, после чего очень долго просушивается (нередко много месяцев). После того, как лак затвердеет, поверхность полировалась окончательно. В таком виде изделие могло быть выпущено без живописи и иных украшений, сверкая и изумляя неподражаемым качеством поверхности. На такой поверхности исполнялись и рисунки, гладкие и рельефные.
При всей видимой хрупкости, японские лаковые изделия обладали высокой прочностью. С течением времени прочность их увеличивалась. При этом они были непроницаемы для воды. Всё это зависит не только от качества материала, но больше всего от длительности и условий выработки.