Словарь специальных терминов

Алебастр - (от греч. alabastros) разновидность гипса, сернокислая известь.
Асист - основа под золото в виде густой, клейкой массы тёмно-коричневого цвета. Готовится из отстоев пива или чеснока томлением в печи. При употреблении разводится водой, наносится кистью. На асисте золото держится очень хорошо и не теряет своего блеска.
Басма - тиснёный орнамент на тонких листьях золота или серебра. Басменные оклады икон были широко распространены, известны ещё на произведениях домонгольской Руси.
Вохренье - иконописный приём соединения трёх плавей в написании лиц.
Графьи - контурный рисунок, процарапанный иглой по левкасу. Прочно закреплял контуры изображений, облегчая работу живописца.
Графья - игла, вставленная ушком в деревянный черенок.
Грунтовщик - мастер, наносивший грунт на изделие.
Гуммиарабик - вязкая прозрачная жидкость, выделяемая некоторыми видами акаций. Применяется как клеящее вещество.
Движки - небольшие штихи, мазки белилами, наносившиеся на выпуклые части лица и обнажённого тела. Движками определяется характер лица и заканчивается процесс писания голов и обнажённой фигуры человека.
Доличник - (или платьечник) мастер, который пишет на иконе одежды, пейзаж.
Доличное - одежды на иконе.
Жухнуть - сморщиваться, терять блеск. Пожухлая живопись - потерявшая глянцевитую поверхность, ставшая матовой, потемневшей.
Знаменщик - мастер, рисовальщик. Пишет на иконе рисунок.
Инокопь - мельчайшие золотые штришки, завершающие живопись миниатюрных икон.
Киноварь - минерал класса сульфидов красного цвета, HgS, из которого изготавливают краску.
Колер - красочный состав, приготовляемый из нескольких красок.
Кремешки - условное изображение отдельных камешков в форме прямоугольников, квадратов и треугольников на горизонтальных пластах гор.
Кузовок - нижня часть шкатулки.
Курант - каменное или стеклянное приспособление с плоским основанием, которым растирают на плите глину, твёрдые краски или пемзу до предельной тонкости.
Лампемзель - веерок из конца беличьего хвоста для поддевания листа золота и наложения его при позолоте.
Ларец - многоугольная с высокой крышкой коробка.
Левкас - меловой грунт с клеем, наносимый на иконную доску под живопись и под золото.
Лессировка - письмо прозрачными слоями жидкой краски, создающей свечение живописи.
Лещадки - вертикальные плоскости в изображении горок.
Личник - мастер, который пишет лица, руки и обнажённые части тела.
Оживка - обозначенные белилами световые блики в виде линий, кавычек на выпуклых местах изображения. Этим достигается полная законченность письма одежды.
Оклад - драгоценное украшение икон, закрывающих живопись частично, с прорезями для лиц и рук.
Олифа - (от греч. aleipha - мазь, масло) варёное льняное масло с добавкой разных смол.
Опись - прорисовка тонкими линиями контура сажей или сиеной.
Отборка - способ окончательной отделки головы человека и обнажённых частей его тела путём нанесения мельчайших штрихов по формам лица и мускулов. Придаёт законченность письму лица и фигуры.
Отборка "в рогожку" - особый вид отборки путём наложения штрихов перпендикулярно друг другу (в клеточку). Придаёт лицу мягкий и благородный тон.
Отстой - осадок золота или алюминия с нужным количеством гуммиарабика, получаемый в результате отстаивания растворённого золота или алюминия с гуммиарабиком и водой.
Офеня - (афеня) разнощик с извозом, коробейник, мелочный торговец различными товарами в разноску и в развозку по малым городам, сёлам и деревням.
Охрение - совокупность плавей головы или общее название всех плавей головы. Так же называется и самая первая плавь личного письма.
Паволоки - проклеенное редкое волокно, накладываемое на иконную доску под левкас.
Папье-маше - (франц. papier mache) материал из картона, листы которого скрепляются клейстером, прессуются, просушиваются, промасливаются, потом прокаливаются в печи, после чего подвергаются столярно-токарной обработке.
Пауза - миткалевый узелок с растолчённым в пыль древесным углём (реже мелом или сухими белилами). Употребляется для перевода рисунка на доску или стену (для припороха).
Перемалёвка - второй приём в письме икон масляными красками. В процессе перемалёвки работа получала более законченный вид.
Плавь - прозрачный слой жидкой краски, из-под которой просвечивает нижний слой. Пейзаж или одежда проплавляются один-два раза, а голова человека и обнажённые части тела пишутся несколькими плавями.
Подбивка - наложение полутонов плавью на голове и обнажённой фигуре человека.
Подмалевать - наложить по рисунку первый слой масляных красок.
Подплавка - тень и свет в живописи, выявляет объём.
Подручник - приспособление в виде маленькой скамеечки (30х6х4 см) для упора руки во время работы.
Подсанкирить - проплавить общим темножёлтым тоном санкиря голову и обнажённую фигуру человека.
Поле - кайма, пространство по краям расписываемого предмета.
Полимент - красочный слой под золото, который накладывался на левкас для усиления глубины тона. Приготавлялся из тонко натёртой красной краски, охры, умбры. Высушенная краска разводилась на белке, выдержанном с квасом. Данный способ золочения применяется с XVIII века.
Полировщик - мастер по полировке лаковых изделий.
Припорох - рисунок с проколотым графьей контуром, который переводится на доску или стену путём набивания угольного порошка, мела или белил.
Пробел - линии, накладываемые по определённой системе для выявления формы, обозначающие складки одежды. Иконописный приём, имеющий свои особенности для каждой школы и века (существует несколько типов).
Пробел "в перо" - пробел золотом, который состоит из бликов (силок) и штрихов, идущих от них попарно, похожих на перь
Пробел "в щетинку" - пробел золотом, состоящий из основного блика (силки) и штрихов, похожих на щетинку, которые исходят от блика.
Пробел инокопью - пробел золотом, состоящий также из бликов и штрихов. Штрихи в этом пробеле отличаются особой чёткостью и прямолинейностью.
Пробел краской - наносится на одеждах фигур в три тона, условно отмечая складки на груди, плечах, рукавах, животе, коленях, а также на развевающейся одежде.
Проскрёбка - черенок, зачинённый как карандаш, сделанный из крепкого дерева (жимолости или кипариса), которым счищаются лишние или неправильно проведённые краской линии, а также проскрёбываются краски до золотого фона по рисунку орнамента.
Профикать - разравнять ладонью или пальцами лак или олифу (фиканье - свист).
Рефть - смесь сажи с белилами.
Роскрышь - равномерное первоначальное распределеие художником красок по плоскости издели
Роспись - прорисовка по роскрыши острыми кистями контуров и складок одежды человека тёмными красками.
Санкирь - красочный тон тёмно-жёлтого, жёлто-зеленоватого или желтовато-розоватого тона, которым проплавляют головы и обнажённые фигуры человека. Это первый процесс при писании головы и тела человека.
Саночка - трубочка от утиного пера, в которую вставляется беличья кисточка.
Силка - блик пробела в виде золотого пятна или светлой краски, накладываемой на самые выпуклые места одежды фигуры, от которых отходят штрихи.
Скребок - приспособление в виде короткого ножичка с круглым концом для очистки чашечек от засохших красок перед их творением.
Сплавка - получение общего тона соединением белил, охры и небольшого количества киновари.
Творёное золото - листовое золото растирают на блюдце пальцем с добавлением нескольких капель гуммиарабика до получения густой золотой краски. Заливают водой. После отстоя её сливают и пользуются краской как акварелью.
Темпера - (итал. tempera) краски, приготовленные на яичном желтке со слабым раствором уксуса (ранее - кваса).
Тушёвка - выявление объёма более тёмной краской, чем основной фон.
Филигрань - техника скани с зернью. Ажурный арнамент из скрученных проволок.
Финифть - художественная эмаль. Применяется для украшения предметов, исполнения миниатюрных портретов и т.д.
Фряжское письмо - характеризуется стремлением приблизиться в иконописи к натуре в написании лиц и пейзажа, означает отход от иконописных канонов. Определение "фрязь" обозначало влияние на иконопись западноевропейской живописи.
Цировка - обработка поверхности иконы орнаментом, процарапываемым тонкой иглой, вставленной в черенок (штылёк).
Чекан - стальная палочка (несколько тоньше и короче карандаша) с выгравированным рисунком на торце одного из двух концов.
Шпонка - брусок из дуба, загоняемый в паз поперёк иконной доски для прочности и предохранения от короблени
Штылёк - черенок из дерева для кисти, цировки или графьи.
Эмаль - (от франц. email) стеклянная цветная наводка. Сплав стекла, окрашиваемого в различные цвета окисями металлов. Эмаль бывает прозрачная, с добавкой олова.

Принятые сокращения:

ВМДПиНИ - Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства (г. Москва)
ГИМ - Государственный Исторический музей (г. Москва)
ГМПИ - Государственный музей палехского искусства (с. Палех)
ГМЭНР - Государственный музей этнографии народов России (г. С.-Петербург)
ГРМ - Государственный Русский музей (г. С.-Петербург)
ГТГ - Государственная Третьяковская галерея (г. Москва)
ЗГИХМЗ - Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник (г. Сергиев Посад)
КМРИ - Киевский музей русского искусства
МНИ - Музей народного искусства НИИ художественной промышленности (г. Москва)
НГХМ - Нижегородский государственный художественный музей
ОКМ - областной краеведческий музей
ОХМ - областной художественный музей
ПГИАиХМЗ - Плёсский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
ПХУ - Палехское художественное училище им. А.М.Горького
РИАиХМЗ - Рыбинский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
ЦМВС - Центральный ордена Красной Звезды музей Вооружённых Сил (г. Москва)
ЦМР - Центральный орденов Ленина и Октябрьской Революции музей Революции (г. Москва)
ХФ России - Художественный фонд России
ЯИАМЗ - Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник

TopList Rambler's Top100
Hosted by uCoz