Древнерусские иконописцы не только совершенствовали свои технические приёмы, но в такой же мере совершенствовали и композиции. Композиции древнерусской живописи можно разделить на четыре основных типа.
Первый вид - ярусное построение.
Композиция в древнерусской живописи XV века (с иконы "Чудо о Флоре и Лавре"). Первый ярус - пасущийся табун лошадей, второй ярус - Флор, Лавр и их спутники охраняют этот табун, третий ярус - два прекрасных, изящных коня и четвёртый - фигуры архангела Михаила, Флора и Лавра, как бы возглавляющие всю композицию. |
|
Композиция в миниатюре "Демьянова уха" А.А.Дыдыкина. Композиция выполнена с учётом круглой формы тарелки. Здесь налицо традиционное ярусное построение композиции, её декоративный принцип, условность перспективы. Все элементы во всех планах имеют сильную и чёткую проработку деталей. |
Второй тип - однофигурная композиция с житием. В древнерусской живописи был весьма распространённым.
Композиция в древнерусской живописи XVII века (с иконы "Иоанн Предтеча"). Средняя часть композиции - однофигурная. Она окружена сценами, посвящёнными различным событиям жизни святого. В таких композициях одна фигура всегда главенствует. Она обычно выполнялась в полный рост и во всю величину иконы. В большинстве случаев она помещалась в центре. |
|
Композиция в миниатюре "Мирный труд" И.М.Баканова. Главной является фигура пастушка, играющего на жалейке. Вокруг него в цветах и травах пасутся козы и овцы. Вдали справа - пахарь, слева - жнитво. Они изображены в масштабах, уменьшеных по отношению к фигуре пастушка. Яркий цвет деревьев, гор, кустарников и облаков создают впечатление орнаментального узора. |
Третий тип - единая композиция повествовательного характера.
Композиция в древнерусской живописи XV века (с иконы "Рождество Христово"). В центре композиции, в пещере, которая служила хлевом, изображены Богоматерь и только что родившийся Христос. Внизу справа - его омовение, слева - дьявол в образе человека смущает старца Иосифа. Вверху слева ангелы извещают о рождении Христа. А в середине с левой стороны подходят волхвы поклониться новорождённому Христу и поднести ему дары. Все сюжеты разного времени, рассказывают каждый о своём, а все вместе раскрывают событие в целом. |
|
Композиция в миниатюре "Конёк-горбунок" Н.М.Зиновьева. В основе лежит традиционная иконописная композиция повествования во многих сценах, связанных в единое целое. Содержание сказки детально разработано. Все сцены подчинены центальной группе. Все элементы композиции выполнены в одну силу, чтобы композиция смотрелась единым узором. |
Четвёртый тип - односюжетная многофигурная композиция. Данный тип является самым распространённым.
Композиция в лревнерусской живописи XV века (с иконы "Благовещение"). Композиция показывает один сюжет и одно время. В центре показанной композиции две фигуры: архангела и Марии. Встречались и более сложные композиции, состоящие из нескольких фигур. |
|
Композиция в миниатюре "Встреча у колодца" И.В.Маркичева. Показан убеждающий или предупреждающий разговор охотника с девицей у колодца. Поворот её фигуры и угрожающего ей парня подчёркивают неприятный разговор. А поворот собаки и коровы, опрокинутое ведро усиливают это впечатление. |