Изображения облаков в древнерусской живописи различны как по форме, так и по технике исполнения. Особенно разнообразно и декоративно изображались облака в ярославских письмах XVII века. Старые палехские мастера - И.И.Голиков, И.М.Баканов, И.В.Маркичев, А.В.Котухин и др. - отбирали и развивали в своих произведениях наиболее красивые изображения облаков из традиционных форм.
|
Облака в произведениях И.И.Голикова и И.М.Баканова. В иконописи такие облака назывались "облака каравашками". Главную роль в изображении играет белильная подготовка в разную силу и лёгкая цветовая плавь роскрыши. Самое тонкое - это опись облаков согласно их силе и цвету, тоном несколько светлее их. После прорисовки деталей, чтобы подчеркнуть объём, в центральных частях облаков соответствующими тонами наносятся блики в два-три тона. |
Изображение сияний, располагаемый обычно вокруг головы святых, занимает в древнерусской живописи значительное место. На древних иконах эти сияния-ореолы по рисунку довольно просты и в большинстве выполнены горизонтальными штралями, простыми лучами и звёздами. В живописи палехских писем XVIII века имеются образцы, сложные и разнообразные по форме. рисунку и технике исполнения. По существу, рисунок их прост, но сама техника выполнения придаёт им особый эффект, она сложна и трудоёмка. Сияния обычно тонки, ажурны, как бы пронизаны золотыми лучами. Они выполняются обычно инокопью.
Ниже приведены образцы ореолов. В таких ореолах И.П.Вакуров изобразил "Победу", А.В.Котухин - "Жар-птицу".