Палехские лаковые миниатюры пишутся на изделиях - шкатулках, баульчиках, пластинах, брошах, пудреницах, - изготовленных из папье-маше. Процесс создания заготовки состоит из следующих операций:
Самая первая операция - это раскрой картона. Из листов древесного картона вырезаются формы нужного размера в виде пластин или лент. | |
Пластины картона смазываются мучным клейстером (из пшеничной или пеклеванной муки) и наклеиваются одна на другую на столе или горизонтально положенной доске. Число слоёв зависит от требуемой толщины изделия и колеблется от 3 до 30. Боковые стороны шкатулок, коробок, футляров и т.д. изготавливаются путём навёртывания полос картона на круглые или прямоугольные болванки (до 12 слоёв). | |
Затем заготовки обжимаются прессом. Спрессованные полуфабрикаты просушиваются в сухом, тёмном помещении в течение 3-15 дней. | |
После просушки заготовки пропитываются подогретым льняным маслом (поэтому и используется мучной клейстер, т.к. он, в отличие от других клеев, пропускает масло). В чане с маслом заготовка находится около суток. После этого заготовки двое-трое суток сушатся в герметичном шкафу при температуре 100°C. | |
Каждая заготовка делается сразу на четыре изделия. Затем их распиливают. | |
Потом заготовки тщательно отбираются и передаются столярам. Столяр обрабатывает заготовку напильником... | |
Круглые изделия доводятся на токарном станке. | |
Дно изделий изготавливается отдельно, вклеивается на своё место и подгоняется рубанком. | |
Затем заготовку обтачивают на шкуровальном круге... | |
...и, наконец, доводят наждачной щёткой. | |
На этом работа столяра ещё не заканчивается. Для шкатулок требуется изготовить миниатюрные шарниры, навески и замки... | |
...почти незаметно вделать их... | |
...и тщательно закрепить в изделии. | |
Грунтовки и шпатлёвки изготавливаюся вручную с применением традиционных приспособлений. | |
Приготовленная из красной глины, масла и сажи шпатлёвка пропускается через краскотёрку. | |
На изделие шпатлёвка наносится стальным шпателем. | |
После высыхания шпатлёвка зачищается пемзой, излишки которой смахиваются гусиным пером. | |
Внешняя сторона палехских изделий покрывается чёрным лаком №42 (ранее использовался масляный лак с сажей). | |
Изнутри изделия раньше покрывались масляным лаком с киноварью (3-4 слоя с промежуточной просушкой различной длительности). В настоящее время для этого применяется красная эмаль №223. | |
Последняя операция перед росписью - на изделие снаружи и изнутри в несколько слоёв (до семи) наносится светлый лак. Ранее для этой цели использовался масляный лак, приготавливаемый палехскими мастерами по особым рецептам. В настоящее время используется лак промышленного производства марки 4С (ПФ-283). | |
Каждый слой просушивается в печи в течение 9 часов при температуре 90°C. |
Когда полуфабрикаты готовы, их передают художникам. Работа палехского художника начинается с приготовления краски.
Краски в Палехе разводят на яичной эмульсии. Для этого отделённый от белка желток снова кладут в яичную скорлупу и добавляют туда воды с примесью уксуса. | |
Затем эмульсию размешивают специальным венчиком. | |
Полученная яичная эмульсия добавляется в сухой пигмент и тщательно растирается указательным пальцем. | |
Перед росписью поверхность изделия обрабатывается пемзой (на матовую поверхность краска ложится лучше, чем на глянцевую). Затем художник наносит на полуфабрикат рисунок тонко отточенным карандашом. | |
Затем изображение прорисовывается белилами с помощью тончайшей беличьей кисточки (кисти художники тоже изготавливают сами). Слой белил необходим для того, чтобы при последующем покрытии росписи лаком сквозь краску не проступали чёрные пятна (лак слегка растворяет краску). | |
По белилам в строгой последовательности наносятся нужные краски. | |
Труд художника-миниатюриста требует не только творческого вдохновения, но и огромной точности и тщательности, поэтому палехским живописцам нередко приходится прибегать к помощи лупы. | |
Закончив работу красками, художник берётся за золото. Листовое сусальное золото (одна порция - 10 листов 12х7 см) тщательно дробится и растирается пальцами. Роспись золотом также производится тончайшей кисточкой. В качестве связующего в этом случае используется гуммиарабик. Иногда используется серебро или алюминиевая пудра. Алюминиевая пудра является более грубым материалом и требует более тщательного растирания. | |
Чтобы нанесённое на изделие золото приобрело блеск, его необходимо отполировать. Для этого применяется зуб волка - он имеет особенно гладкую поверхность. | |
После того, как художник поставил свою подпись на изделии, оно покрывается лаком и просушивается. | |
Затем изделие полируется на механическом круге, обтянутом плюшем или бархатом. | |
Окончательная доводка при полировке выполняется только рукой. Поверхность покрывается салом и обрабатывается в течение часа ладонью, смоченной водой. От трения поверхность лака нагревается, выравнивается окончательно и приобретает зеркальный блеск. |
Палехские миниатюры подписываются по единому образцу. На крышке предмета ставится порядковый номер полуфабриката, знак copyright ©, авторская подпись с указанием места (Палех), даты изготовления (год), автографа (фамилия и инициалы). С 1934 года на дне кузовка шкатулки ставилась подпись "Made in USSR", которая в 1992 году сменилась на "Made in Russia". Все подписи выполняются творёным золотом.
В конце 80-х годов появился товарный знак: на работах "Товарищества Палех" - жар-птица, на вещах "Объединения мастеров Палеха" - перо жар-птицы (1989-1991) и жар-птица (с 1991). В каждой организации к работе прилагается сертификат, свидетельствующий о подлинности произведения.