Изображения гор

Одним из традиционных элементов пейзажа на иконе были горы. Аналогичные приёмы изображения гор используются и современными палехскими миниатюристами. Ниже показаны наиболее характерные изображения гор.

Древнерусская живопись XIV века (на примере миниатюр "Евангелия Хитрово").

Лещадки и уступы чётко выделены, имеют разные оттенки от розовато-коричневого до розовато-белого. Формы уступов не повторяются. Верхушки округлённые. Профили подчёркнуты кавычками. При всей условности изображения гора кажется объёмной.

Новгородская школа XV века (с иконы "Евангелист Иоанн").

Лещадки имеют разную величину, кремешки распределены по ним систематично и каждый подчёркнут снизу светлой оживкой. Уступы мягко отделены друг от друга. Верхушки заострёны. Изображение выполнено в плоскостном решении с условным слабо выраженным объёмом. Горы выполнены в кремовых тонах, профили подчёркнуты оранжевым оттенком, кремешки бирюзовые разной силы цвета.

Данный способ изображения гор использовал в своих работах И.П.Вакуров.

Строгановская школа XVII века.

Гора имеет сложную форму. Лещадки разнообразны, широкая их часть переходит в узкую, все контуры их нарезаны лаконичными приступками. Уступы обрамляются зигзагообразными линиями, параллельно контурам идут в разную силу тени Кремешки разные по величине и силе тона, нижние края подчёркнуты светлой оживкой.

Данное изображение горы использовали в своих работах И.М.Баканов, Д.Н.Буторин, А.В.Котухин.

Школа Симона Ушакова XVII века (с иконы "Благовещение с акафистом").

Гора представляет собой единую глыбу. Верхушки заострёны. Лещадки мелкие, ажурно украшены кремешками, расположенными правильными лентами. Все кремешки подчёркнуты мягкими тёмными линиями. Большинство уступпов вертикальные, но имеются и наклонные. Профили везде отмечены сильной тенью. Цвет гор разнообразный, но большинство желтоватого, охряного тона.

Данную форму гор использовал в своих произведениях А.А.Дыдыкин.

Ярославская школа XVII века (с иконы "Воскресение" из ярославской церкви Ильи Пророка).

Гора отличается массивным, уравновешенным, красивым общим силуэтом. Верхушки мягкие, обтекаемой формы. Уступы и профили так же ограничены мягкими, почти симметричными линиями. Лещадки по форме напоминают растения. Кремешки выложены в разных направлениях. На профилях положены мягкие тени. Такие горы бывают разных тонов, пишутся прозрачной плавью, оживляются подчёркиванием светлых кремешков.

Данный тип горы часто использовал И.И.Голиков.

Палехская школа XVIII века (с иконы "Акафист Спасителю").

На верхушках уступов имеются небольшие, разнообразные по форме лещадки. У каждого уступа - свой теневой профиль. Кремешки на лещадках разной величины и все остроконечны, что подчёркивается светлой оживкой. Характерно, что все уступы горы выполнены в одну силу с лещадками и оживляются светлыми линиями.

Такой вид изображения горы можно встретить в произведениях А.А.Дыдыкина.


Словарь.
TopList Rambler's Top100
Hosted by uCoz