Одним из традиционных элементов пейзажа на иконе были горы. Аналогичные приёмы изображения гор используются и современными палехскими миниатюристами. Ниже показаны наиболее характерные изображения гор.
Древнерусская живопись XIV века (на примере миниатюр "Евангелия Хитрово"). Лещадки и уступы чётко выделены, имеют разные оттенки от розовато-коричневого до розовато-белого. Формы уступов не повторяются. Верхушки округлённые. Профили подчёркнуты кавычками. При всей условности изображения гора кажется объёмной. |
|
Новгородская школа XV века (с иконы "Евангелист Иоанн"). Лещадки имеют разную величину, кремешки распределены по ним систематично и каждый подчёркнут снизу светлой оживкой. Уступы мягко отделены друг от друга. Верхушки заострёны. Изображение выполнено в плоскостном решении с условным слабо выраженным объёмом. Горы выполнены в кремовых тонах, профили подчёркнуты оранжевым оттенком, кремешки бирюзовые разной силы цвета. Данный способ изображения гор использовал в своих работах И.П.Вакуров. |
|
Строгановская школа XVII века. Гора имеет сложную форму. Лещадки разнообразны, широкая их часть переходит в узкую, все контуры их нарезаны лаконичными приступками. Уступы обрамляются зигзагообразными линиями, параллельно контурам идут в разную силу тени Кремешки разные по величине и силе тона, нижние края подчёркнуты светлой оживкой. Данное изображение горы использовали в своих работах И.М.Баканов, Д.Н.Буторин, А.В.Котухин. |
|
Школа Симона Ушакова XVII века (с иконы "Благовещение с акафистом"). Гора представляет собой единую глыбу. Верхушки заострёны. Лещадки мелкие, ажурно украшены кремешками, расположенными правильными лентами. Все кремешки подчёркнуты мягкими тёмными линиями. Большинство уступпов вертикальные, но имеются и наклонные. Профили везде отмечены сильной тенью. Цвет гор разнообразный, но большинство желтоватого, охряного тона. Данную форму гор использовал в своих произведениях А.А.Дыдыкин. |
|
Ярославская школа XVII века (с иконы "Воскресение" из ярославской церкви Ильи Пророка). Гора отличается массивным, уравновешенным, красивым общим силуэтом. Верхушки мягкие, обтекаемой формы. Уступы и профили так же ограничены мягкими, почти симметричными линиями. Лещадки по форме напоминают растения. Кремешки выложены в разных направлениях. На профилях положены мягкие тени. Такие горы бывают разных тонов, пишутся прозрачной плавью, оживляются подчёркиванием светлых кремешков. Данный тип горы часто использовал И.И.Голиков. |
|
Палехская школа XVIII века (с иконы "Акафист Спасителю"). На верхушках уступов имеются небольшие, разнообразные по форме лещадки. У каждого уступа - свой теневой профиль. Кремешки на лещадках разной величины и все остроконечны, что подчёркивается светлой оживкой. Характерно, что все уступы горы выполнены в одну силу с лещадками и оживляются светлыми линиями. Такой вид изображения горы можно встретить в произведениях А.А.Дыдыкина. |