Пробелы - это линии, накладываемые по определённой системе для выявления формы, обозначения складок одежды. Пробел как приём имеет свои разновидности. Ниже показаны разные способы выполнения пробелов.
Пробел инокопью. Выполняется золотом бликами и чёткими прямолинейными штрихами. На выпуклых частях изображений наносились "силки" (пятна), а от них располагались равномерно штрихи, несколько утолщённые от силков. Таким приёмом выделялись особо значимые фигуры в композиции, подчёркивались формы архитектуры, элементы убранства, латы воинов и т.д. Данный вид пробелов использовали И.М.Баканов, И.П.Вакуров, А.И.Ватагин и другие. |
|
Пробел "в щетинку". Эта разновидность пробелов выработана мастерами строгановской школы в XVII веке. Выполняется золотом для выявления объёма. Состоит из тончайших линий, подобных щетинке. Данный приём встречается в произведениях И.И.Голикова и И.М.Баканова. |
|
Пробел краской. Является одним из древних приёмов иконописи, идущих от Византии. Пробелы накладываются очень чётко, в три тона. Певый тон лёгкий, вливается в общий тон одежды, второй - несколько светлее первого, а третий - почти белый - "оживка", которая заканчивает почти весь пробел одной линией и кавычками. Данный приём применяется палехскими мастерами в стенной живописи. |
|
Пробел "в перо". Разработан ещё в XVII веке, но распространение получил только к концу XIX века. Применялся в крупных иконах, предназначенных для золочёных иконостасов. Вначале намечается тонкими золотыми линиями попарно штрихи, а затем на самых выдающихся частях наносятся блики ("силки"). Главные силки проплавляются густым творёным золотом, а жидким золотом - перья между основными парными штрихами. Затем очень тонкой кистью мелкими штрихами от главного блика перья усиливаются густым золотом, а дальше от блика перья стушёвываюся жидким золотом на нет. При этом очень важно сохранить тонкие растояния между перьями и роспись складок одежды ("козелки"). Данный вид пробела применяли И.П.Вакуров, Д.Н.Буторин, А.В.Котухин, Т.М.Ходова. |