Непременным атрибутом в изображении людей является одежда. Нередко на иконах встречалось изображение воинов в доспехах. Позже аналогичные изображения использовались и в палехской лаковой миниатюре. Ниже показаны приёмы изображения одежды и воинских доспехов.
Развевающиеся одежды в современном палехском искусстве (из альбома П.Д.Баженова). Баженов в своём альбоме собирал различные детали со стариннных икон и произведений современных палехских миниатюристов. При всём своём многообразии изображения развивающихся одежд сохраняют традиционные черты древнерусской живописи. Современное палехское искусство добавило в изображение тонкую графическую роспись, чёткое выявление складок на лицевых и нижних сторонах одежды. |
|
Латы в древнерусской живописи XIV века. Латы, щиты и мечи воинов обычно изображались подробно и детально, богато украшались золотом. Иногда даспехи украшались изображениями драгоценных камней и жемчуга, которые тщательно выписывались яркими красками. Форма лат проста и монументальна. |
|
Латы в древнерусской живописи XV века. Рисунок лат уже более сложный и декоративный. Они состоят из отдельных пластинок, сцепление которых идёт по наклону. Пластинки пересекают друг друга и свисают с плеч и подола. Условный обьём подчёркивается инокопью. |
|
Латы в строгановской школе конца XVI века. Латы декоративны, узорчаты и тонки по рисунку. Они составлены из вырезанных по краям пластин и грудной перевязи, украшенной цветными камнями. В середине лат пластины мелкого размера в виде восьмиугольной розетки. От центра они увеличиваются по размеру. Сплетение пластин идёт лучеобразно. Наверху груди - орнамент. Пластины спускаютя также двойным рядом ниже, перепоясывая, и свисают с рукавов. Латы густо покрывались золотом или серебром и тонко расписывались тёмной краской. Для выражения объёма тонким штрихом наносились тени. Данный приём использовали в своих произведениях И.И.Голиков и И.П.Вакуров. |
|
Латы в древнерусской живописи XVII века. Рисунок ещё более сложен. Все латы покрыты тонким орнаментом. В центре - восьмиконечная розетка, которая как бы из пазушек выбрасывает побеги растения с развивающимися плодами. Аналогичный орнамент на боковых, нижних и плечевых пластинах. Латы украшены жемчугом и цветными камнями. Данный вид изображения использовали многие палехские миниатюристы. |
|
Латы в произведениях И.И.Голикова. В изображении использованы общие формы и технические приёмы строгановской школы, с ярославских и ростовских икон и фресок. Латы покрыты золотом и расписаны чёрной краской. Большое внимание Голиков уделял орнаментальным украшениям. Они выполнялись в три тона. Использовалось также украшение жемчугом. |
|
Щит в древнерусской живописи XIV века. В центре щита изображено солнце как бы ослепляющее врага. |
|
Щит в древнерусской живописи XV века. Щит украшен геометрическим узором. В центре его - голова разьярённого зверя. |
|
Щит в древнерусской живописи XVI века. Щит украшен розеткой в простом орнаментальном окружении. |
|
Щит в древнерусской живописи XVII века. В центре щита розетка, обрамлённая двумя кругами, к ним примыкают полурозетки, украшенные жемчугом. По краю щита - орнамент из стилизованных листьев. Всё изображение обильно подтенено штриховой подтушёвкой. Орнамент обычно выполнялся золотом, расписывался тёмной краской, белилами делался жемчуг. |
|
Щит в произведениях Д.Н.Буторина. Буторин создал новый тип щита. У него он обычно имеет форму элипса. Детальная проработка и техника исполнения заимствована из традиций XVII века. |
|
Щит в произведениях И.И.Голикова. Голиков создал множество различных типов щитов. В своих произведениях он придерживался традиций, но не копировал старые образцы. Он не придерживался исторической точности, но стремился чтобы каждый щит был оригинален и неповторим. |