В древнерусской живописи до XVII века изображение воды встречается очень редко. Его можно найти только в иконах "Крещение", где оно не очень выразительно. Ниже показано, как изображалась вода (волны) в разных школах.
Северокарельское письмо XVII века. Рисунок волны оригинален и прост. Доработан и усовершенствован художником И.П.Вакуровым и применён в композиции "Буревестник". |
|
Школа Симона Ушакова XVII века (с иконы "Благовещенье с акафистом"). Волны изображены завитками, некоторые из них вытянутые, как бы ударяющиеся о берег и от этого удара дающие гребни в завитках. Волны выполнены прорисью светлой краской по тёмному фону. Для создания объёма к линиям прориси сделаны светлые приплавки с более светлыми бликами в центре. Данной манерой изображения пользовались большинство палехских художников. |
|
Палехская живопись конца XVII - начала XVIII века (с иконы "Николай Чудотворец с житиём"). Рисунок волн проще, чем в ушаковских письмах. Гребни разнообразны по форме и по размерам. Показаны не только гребни в завитках, но и плавные переливы волн. Прорись волн и их переливы выполнены в две параллельные линии, между ними наложена лёгкая приплавка. |
|
Вода в произведениях А.А.Дыдыкина. Дыдыкин объединил палехский и ушаковский стили и на их основе содал свой. Гребни волн имеют спиралевидные завитки, некоторые из них растянуты. Воны имеют парные линии и плавные переливы. |
|
Вода в произведениях И.И.Зубкова. Гребни состоят из полузавитков, что даёт впечатление не бурного, а лишь волнующегося моря. |
|
Вода в произведениях И.П.Вакурова. Традиционность в рисунке сохранена, но в такой мере, в какой она помогает впечатлению бурно бушующего моря. |