Центральное место на иконе занимают изображения фигур (либо целиком, либо отдельных частей) людей, богов, ангелов и т.д. Их изображения так же имеют свои традиции. Ниже показаны изображения, относящиеся к разным векам и школам.
Женская голова в византийском стиле конца XI - начала XII века (с иконы "Владимирская Богоматерь"). Изображение отличается простотой и ясностью средств выражения. Богоматерь изображена в момент, когда младенец прильнул к её щеке, ласкаясь к ней, а она полна материнской любви и скорби за его будущее. |
|
Женская голова в древнерусской живописи XIII века (с иконы "Оранты-Богоматери "Великая княгиня""). Богоматерь изображена молодой женщиной со строгими, правильными чертами лица, с задумчивым взором. Глаза большие, несимметрично описанные тёмными линиями. Изображение исполнено традиционными средствами, заимствованными из прежних веков. |
|
Мужская голова в древнерусской живописи XII века (с иконы "Дмитрий Солунский". В образе ясно выражены могущество, непокорность, уверенное спокойствие. Форма лица овальная, брови округлённые, глаза сужены, смотрят в сторону, противоположную повороту головы, нос прямой и тонкий. Для придания объёма использованы тёмный санкирь, светлая плавь выпуклых частей лица и шеи, твёрдая опись всего лица. |
|
Мужская голова в древнерусской живописи второй половины XV века (с иконы "Три пророка"). Голова имеет мягкий силуэт. Все черты лица и волосы описаны тёмными мягкими линиями. Объём придаётся с помощью плави на выступающих частях и усиливается светлыми оживками, особенно чёткими на кудрях волос и на бороде. Образ в целом содержит много условных элементов как в общей форме, так и в деталях. |
|
Голова юноши в строгановской школе XVII века. Лица светлое до белизны, волосы очень тёмные. Образ приближен к портретному изображению живых людей. Для этого художник использовал тёмный санкирь, опись лица тонкими тёмными линиями. Первая плавь выполнена слабым тоном и постеменно усилена до светло-розового тона. По самым выпуклым местам лица выполнена оживка белилами тонкими линиями. Кудри на голове, одежда и её украшения расписаны золотом. Аналогичные изображения использовались в работах А.Е.Балденкова, И.И.Голикова и А.В.Котухина. |
|
Мужская голова в современном палехском искусстве. Портрет крестьянина выполнен в традициях XVII века А.Е.Балденковым. После его смерти И.И.Голиков завершил роспись золотом. |
|
Мужская голова в произведениях Н.Д.Вакурова (на примере портрета Ивана Грозного). Портрет выполнен на основе стиля XV века. Иван Грозный изображён как царственный, непокорный властитель. Хорошо раскрыты его неукротимый характер, его внутреннее состояние и его ненависть к врагам. |
|
Фигура человека в произведениях Андрея Рублёва. Изображение отличается графической росписью контуров и складок одежды. В их рисунке нет шаблона, и все контуры и складки подчёркивают формы тела человека. Для изображения использованя споойные оттенки. Особенностью письма А.Рублёва является изображение множества параллельных складок и изысканная форма пробелов. |
|
Фигура сидящего человека в строгановской школе XVII века. Одежда изображена с множеством мелких складок и козелков. Она, как бы обвивая тело человека, придаёт ему округлые формы. Роспись ярких цветов. |
|
Фигура человека в ростовской фреске XVI века. Особенностью изображения является богатое орнаментальное украшение. Ростовкские традиции применяли в своём творчестве И.И.Голиков, А.А.Дыдыкин, А.В.Котухин. |
|
Фигура человека в произведениях Д.Н.Буторина (на примере "Данко"). Образ правдив и выразителен. Фигура вролне жизненна, но вместе с тем традиционна, декоративна. |
|
Обнажённое тело человека в древнерусской живописи XV века (с иконы "Распятие"). Характерем мягкий силует. Тон санкиря подобран так, что плавь, взятая чуть светлее санкиря, уже даёт ощущение объёма тела, а следующие плави, несколько светлее первой, усиливают его. Светлая оживка определяет форму груди, рёбер, живота, плеч, сгибы на руках, икры и голени. |
|
Обнажённое тело в произведениях И.И.Голикова (с композиции "Третий Интернационал"). Выплавки выпуклых частей тела чёткие и сильные, вливаются в тон общего санкиря. Руки и ноги описаны тёмным тоном. |